Встреча в Переделкино
«Это было в 1986 году. После одной из останкинских встреч я и Владимир Шаталов собрались в кабинете Владимира Матвеева, главреда «Учительской газеты». Там был и Соловейчик. Так и возникла идея собрать всех участников останкинских встреч, ярких деятелей педагогики и учителей, и побеседовать о педагогике, какие у них взгляды, какие есть идеи и эксперименты.
Открыли календарь и долго думали, когда назначать день встречи. А Симон Львович Соловейчик тут же предложил собраться в Переделкино на маленькой прекрасной даче писателя Анатолия Рыбакова, автора романа «Дети Арбата». В итоге собрались семь человек — Шаталов, Волков, Никитин, Щетинин, Лысенкова, Ильин и я. И, конечно, Соловейчик с Матвеевым.
По принципу мозгового штурма каждый мог высказывать своё мнение о педагогических проблемах, о своём опыте. И так три дня мы высказывались и всё это записывалось. Потом долго искали название. Думали про педагогику сотворчества, но посчитали, что ещё очень рано такое предлагать учителям. Лучше пусть будет педагогика сотрудничества. Симон Львович Соловейчик оформил весь материал, мы внесли коррективы и затем опубликовали 18 октября 1986 года в «Учительской газете» под названием «Педагогика сотрудничества».
Мы назвали это тогда отчётом встречи учителей-новаторов. Но в народе прижилось название «манифест».
Манифест педагогики сотрудничества прогремел по всему Советскому Союзу и не только. Видимо, была какая-то внутренняя тяга учителей к чему-то другому, и это было обусловлено не только педагогическими исканиями, но и теми противоречиями, перед которыми стояли учителя вообще и учителя-новаторы в частности. Это был внутренний бунт. Педагогика сотрудничества была новаторской, она противостояла тому авторитаризму, который господствовал тогда в стране…»
Из интервью Ш. А. Амонашвили. Электронная газета «Вести образования» от 17 октября 2011 г.