Памятка по анализу бизнес-кейсов
В этой памятке в общих чертах описан тот подход, который мы используем при анализе бизнес-кейсов. Он носит достаточно универсальный характер. Его можно использовать как для анализа кейсов, которые мы получаем уже в готовом, собранном виде, например, в ходе нашего обучения, так и для анализа кейсов, которые мы собираем сами, занимаясь своей р аботой и принимая связанные с этим решения.
Введение
Типы кейсов
Кейс — это набор информации, специально собранной с определённой целью. В зависимости от того, какая это цель, можно выделить некоторые типы кейсов:
- Если мы хотим продемонстрировать применение какой-либо стратегии, воплощение какой-либо теоретической концепции, аргументировать свою позицию, значит в наших руках иллюстративный бизнес-кейс.
- Если нам необходимо выработать и принять обоснованное решение в условиях деловой активности, и это решение подлежит дальнейшей реализации, то мы имеем дело с практическим бизнес-кейсом.
- Если на основе кейса нам требуется овладеть какой-либо теоретической концепцией, моделью или методом, значит мы работаем с учебным бизнес-кейсом. При этом в учебном биз нес-кейсе нам также может требоваться выработать и принять какое-либо решение, однако, в отличие от практического бизнес-кейса, его реализация по умолчанию не предусматривается.
Далее в этой памятке, если прямо не указано другое, под кейсами мы понимаем учебные бизнес-кейсы. Работа с ними позволяет нам сохранять непрерывную связь между практикой и теорией, конкретикой и абстракцией, уникальным и универсальным.
Кейс — это литературная форма, и, как мы увидим дальше, подчиняется многим правилам, характерным для литературы вообще. Например, в кейсе есть действующие лица, главных из которых мы будем называть “героями”. Не в том смысле, что они совершают что-то героическое — хотя и такое бывает, — а в том, как мы, обычно, говорим о героях рассказа, повести или романа.
Во всём многообразии учебных бизнес-кейсов можно выделить несколько подтипов:
- Кейс выявления проблемы. Предлагается описание определённой ситуации и то, как его герой, которым может быть отдельный человек, команда, организация в этой ситуации дей ствует. Нам необходимо выявить стратегию, стоящую за этими действиями, определить те моменты, где стратегия не лучшим образом соответствуем преследуемым целям, и предложить альтернативные сценарии действий.
- Кейс принятия решения. Герой кейса оказывается в ситуации выбора между конечным набором альтернатив дальнейших действий. Как витязь на распутье. Наша задача состоит в том, чтобы проанализировать эти альтернативы и обоснованно предложить свой вариант этого выбора.
- Кейс оценки результата. Здесь все решения уже приняты, исполнены, результат их известен и описан в кейсе. Нам предстоит отнести эти результаты к успеху, к провалу или к чему-то ещё, а также понять, что именно к ним привело и какие из этого можно извлечь уроки на будущее.
В чистом виде эти подтипы встречаются далеко не всегда и часто накладываются друг на друга в одном кейсе. Работать с таким кейсом особенно интересно.
Что можно делать с кейсом
Обсудить
Кейс — это литературная форма, подразумевающая обсуждение. Книга состоялась, когда была прочитана, пьеса — когда была поставлена, музыка — когда прослушана, кейс — когда его обсудили. Поработав с кейсом, мы должны быть готовы предметно обсудить его с другими, обосновать предлагаемый выбор, альтернативные стратегии и сценарии, собственные оценки и соображения, ответить на вопросы. При этом не стоит держать “глухую оборону”, полезно уметь пересмотреть результаты своей работы в свете чужого мнения. Кейс — история с открытым финалом.
Написать эссе
Продолжая аналогию с литературным произведением, эссе — это критическая статья по материалам кейса. Подготовка к написанию эссе в целом совпадает с подготовкой к обсуждению, однако необходимость зафиксировать свои соображения в письменной форме представляет дополнительную сложность. Во-первых, нет возможности продолжить и развить свои индивидуальные размышления в ходе диалога с кем-то, кто сейчас тоже думает на ту же тему. Это можно компенсировать тем, что перед написанием эссе всё равно обсудить кейс с человеком, разговор с которым поможет лучше разобраться в нюансах. Во-вторых, “что написано пером — того не вырубишь топором”. Письменная работа возлагает на нас бóльшую ответственность, требует бóльшей дисциплины, лаконичности — и потому больше ценится. Неспроста в научном мире “в зачёт” идут именно публикации в научных изданиях, а не выступления с лекциями.
Выступить с презентацией
Цель презентации — инициировать процесс дальнейшего совместного мышления с аудиторией на основе результатов нашей работы. В отличие от эссе, нам не требуется излагать письменно все результаты анализа, аудитории достаточно представить лишь то, чем мы не сможем поделиться устно: диаграммам, графиками, таблицами, фотографиями. Презентация двигает идею обсуждения дальше: мы задаём свой предмет обсуждения и переходим с роли простого “мыслителя” на роль лидера процесса коллективного мышления.
Как мы учимся на кейсах
На материале кейса мы осуществляем что-то вроде индуктивного перехода — от частных деталей к общим принципам. Разбираясь с конкретными событиями кейса, мы стремимся увидеть в них проявления универсальных закономерностей. Мы узнаём в этих закономерностях какие-либо из уже знакомых нам теоретических концепций, подбираем и изучаем ранее нам неизвестные, возможно — выводим свои собственные. В ходе такой работы реальные события обретают смысл, а абстрактные идеи наполняются жизнью. Это готовит нас к встрече с уже практическими бизнес-кейсами в будущем.
Фокусирующие вопросы
Изучая и анализируя кейс, мы не можем думать обо всём и сразу, для этого у нашего мозга недостаточно “вычислительной мощности”. Фокусирующие вопросы дают нам ориентиры того, над чем именно стоит поломать голову. Иногда эти вопросы находятся прямо в канве кейса, его герои их формулируют и сами ищут на них ответы. Иногда фокусирующие вопросы даются нам вместе с кейсом, но дополнительно к нему, в конце или в начале текста. Иногда фокусирующие вопросы даёт нам инструктор. Иногда мы формулируем фокусирующие вопросы для себя сами. В любом случае мы не анализируем кейс вообще, мы всегда стремимся с его помощью ответить на конкретные вопросы. По мере углубления нашего понимания кейса фокус нашего мышления может меняться, вместе с ним меняются и фокусирующие вопросы, неизменным остаётся только сам факт того, что они есть.
Подход к анализу кейсов
Общий подход к анализу кейсов состоит из четырёх фаз, описываемых по ключевым задачам каждой из них:
- Сориентироваться в тексте
- Сформулировать проблему
- Провести анализ действий
- Предложить альтернативные сценарии
Кейс похож на матрёшку: внутри каждой фигурки скрывается другая. Опираясь на это сравнение, процесс анализа кейса можно описать следующим образом:
- Сначала мы берём в руки матрёшку, любуемся ей, осматриваем со всех сторон, понимаем, какая он наощупь, на вес. Кейс мы сначала просто читаем, понимаем, про что он, какие там герои, чем они заняты, где происходит действие, в каком месте текста про что именно написано.
- Изучив матрёшку, мы обнаруживаем, что она — с секретом, внутри неё ещё что-то есть. Сориентировавшись в кейсе, мы понимаем, что не всё идёт так, как этого хотелось бы его героям, их цели и средства достижения этих целей не находятся в полной гармонии.
- Мы стремимся заглянуть внутрь матрёшки, понять, как можно разобрать внешнюю фигурку, где находится тот разрез, по которому она разделяется на две половинки. Анализ — от древнегреческого ἀνάλυσις, «разложение, разделение, расчленение, разборка». Мы разделяем кейс на смысловые единицы, определяем их связь друг с другом, осознаём, как эта система влияет на выявленные проблемы.
- Если приложить усилие в правильном месте и в правильном направлении, внешняя матрёшка распадётся на две половинки, и нашему вниманию представится её сестра, обладающая таким же загадочным характером. Разобравшись с кейсом, мы намечаем варианты альтернативных сценариев для его действующих лиц, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что, решая одну проблему, мы тем самым прокладываем себе путь к следующей.
Каждая из задач анализа кейса, каждый его цикл продвигает нас всё дальше вглубь, к самой его сути. Но иногда нам имеет смысл сделать и шаг назад, в обратном направлении, вернуться от анализа содержания к изучению самого текста, пересмотреть изначальную формулировку проблемы, осознать своё отношение к происходящему в целом. Чем больше мы работаем с кейсом, тем больше информационных деталей мы из него извлекаем, и нам важно включать их все в периметр нашего рассмотрения.
Сориентироваться в тексте
Первый проход
Готовим необходимые материалы и инструменты. Это текст самого кейса, дополнительные материалы к нему, то, чем мы сможем выделять участки текста, которые привлекли наше внимание, делать пометки. Если мы работаем с бумажным носителем, то можем использовать маркер-текстовыделитель, наклейки, закладки, карандаш. Если с электронным, то для просмотра файла используем приложение, в котором всё то же самое можно делать электронно, в большинстве случаев сейчас это — базовый функционал.
Читаем вводную часть. Это примерно одна страница, которая сразу позволяет получить представление о том, где и когда происходит действие, кто его основные участники. Также там могут быть сигналы к тому, что является стержневой проблемой кейса.
Пролистываем весь кейс. Обращаем внимание на заголовки, врезки, таблицы. Просматриваем те части, которые сразу привлекли наше внимание.
Вчитываемся в фокусирующие вопросы. Сопоставляем их с заголовками и врезками. Делаем предположение о том, в какой части текста могут содержаться искомые ответы.
Обозначить проблему
Опираясь на результаты первого прохода, в двух-трёх предложениях формулируем начальные идеи относительно следующего:
- К какому из подтипов можно в большей степени отнести этот кейс: выявление проблемы, принятие решения, оценка результата?
- Что можно принять как основную проблему, на которой сфокусировать дальнейший анализ?
Проблема — это расхождение между целью и способом её достижения. Это когда у героев кейса есть цель, но то, каким образом они её пытаются достигнуть, не сильно продвигает их вперёд. Проблему в текущей формулировке записываем и помещаем себе в поле видимости. Это путеводный маяк дальнейшего анализа.
Помним, что начальные идеи вовсе не должны потом стать окончательными и скорее всего потом будут пересмотрены. Однако их наличие сейчас является необходимым для того, чтобы работа с первых шагов носила фокусированный, направленный характер.
Сформулировать проблему
После того, как мы в целом сориентировались в кейсе, можно в него погрузиться по-настоящему. У нас уже есть какое-то первое впечатление и какие-то соображения, которые пришли нам в голову “с ходу”, самое время их проверить.
Процесс погружения размечен теми вопросами, над которыми мы размышляем и на которые стремимся найти ответ. Начать можно с фокусирующих вопросов, которые нам были даны, и с тех вопросов, которые у нас возникли при первом контакте с кейсом. Все эти вопросы мы держим перед глазами в прямом смысле этого слова: пишем и кладём перед собой на стол, приклеиваем на стену, выкладываем на рабочий стол компьютера. И как каждая матрёшка скрывает в себе ещё одну, так и каждый вопрос скрывает в себе следующий. Чем с большим числом вопросов мы столкнёмся, тем легче нам распознать их закономерность, ту стержневую проблему, которая их порождает. А это и есть главная задача этой фазы анализа кейса, а часто — главная задача всего анализа.
Вчитаться
Возвращаемся к началу кейса, внимательно и последовательно его читаем, дополняем сделанные ранее пометки, выделяем важные элементы информации. Материальный носитель нашего кейса — будь то бумага или электронный файл — приобретает рабочий вид.
Делаем паузы, размышляем над значением только что прочитанного. Если бы кейс обрывался на том месте, до которого мы дочитали, как бы мы ответили на стоя щие перед нами вопросы?
Мы не всегда можем себе объяснить, почему какая-то информация в тексте, цитата или цифра кажется нам важной. Нормально полагаться на интуицию: мы же пока не принимаем судьбоносных решений и понимаем, что она может нас подвести. Иногда что-то несущественное, но броское привлекает наше внимание, затеняя то, что по-настоящему ценно. У нас ещё будет возможность пересмотреть своё понимание кейса, было бы что пересматривать, поэтому мы смело вырабатываем рабочие версии и гипотезы и так же смело их потом фильтруем и корректируем. Чем больше мы работаем с кейсами, тем более точный результат выдаёт наша интуиция. Дело тренировки.
Привнесение сторонних концепций
По мере того, как мы вчитываемся в кейс и знакомимся с его конкретными деталями, у нас могут возникать параллели с какими-либо более общими концепциями, теориями и моделями. Чтобы нащупать эти параллели, можно задать себе следующие вопросы:
- В рамках какого учебного курса мы работаем с этим кейсом? Если это курс, например, по маркетингу, то можно ожидать, что в кейсе тоже проявятся какие-либо маркетинговые концепции.
- Какие подсказки давал инструктор? Возможно, что-то есть в формулировках фокусирующих вопросов, названии учебного модуля, каких-то устных комментариях.
- Какие материалы для дополнительного или подготовительного изучения предлагали нам перед кейсом? В них могут упоминаться те теории, которые нашли отражение в практических событиях кейса.
- На какой фазе обучения мы находимся? Если мы только начали, то, скорее всего, предлагаемый нам кейс довольно однозначный, и многое написанное там можно принимать за чистую монету. Если же мы близимся к финалу обучения, то вряд ли перед нами поставят тривиальную задачу, и требуется быть внимательными и не поддаваться на провокации.
Переформулировка проблемы
Вернёмся теперь к проблеме в той формулировке, как мы её обозначили при первом знакомстве с кейсом. Можно ли её в целом сохранить и уточнить? Или правильно отбросить вообще и поставить новую, более актуальную проблему? Или может быть оставить, но отодвинуть на второй план? Мы всегда открыты к тому, чтобы передумать, поменять свое мнение о том, какие действия героев кейса не лучшим образом ведут к желаемым результатам. Чем больше мы знаем о кейсе, тем больше у нас возможности поставить точный диагноз происходящему.
Сделаем паузу, выпишем все трудности, вопросы без ответа, непринятые решения, которые накопились у героев кейса. Попробуем расставить приоритеты. Что является самым важным для них? Что в первую очередь необходимо понять нам? Ответ на какой вопрос станет ключом к ответу на все остальные?
Провести анализ
В ходе анализа мы вычленяем в информации кейса отдельные части и выявляем взаимосвязи между этими частями. Это похоже на то, как мы бы изучали устройство механических часов. Когда мы только взяли их в руки, то часы для нас — единый целостный объект. Но стоит нам открутить крышку, как мы видим большое количество разных элементов — шестерёнок, рычажков, пружинок — находящихся в непрерывном взаимодействии друг с другом, что и обеспечивает востребованный нами результат — отображение времени.
Если мы выдернем одну шестерёнку из механизма и будем рассматривать её отдельно от всех остальных, то её роль и значение вряд ли будут нам понятны — ну железка и железка. Точно так же любой факт, любая цифра из кейса теряют свой смысл, если мы рассматриваем их вне контекста, в отрыве от остальной информации. И как детали разобранных часов, просто сваленные в кучу, не являются часами, поскольку не выполняют их функцию, так же и все обрывки информации из кейса, пусть и во всей полноте, но без связи друг другом — это уже не кейс, а информационный винегрет.